Родителям первоклассников.

  • Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку, услышать ласковый голос.
  • Не подгоняйте ребёнка с утра, не дёргайте по пустякам, умение рассчитать время – ваша задача.
  • Не отправляйте в школу ребёнка без завтрака.
  • Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая о чём – то. Пожелайте ребёнку удачи, подбодрите его.
  • Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребёнка спокойно, без вопросов. Дайте ему расслабиться.
  • Если ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами – не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, это не займёт много времени.
  • Если вы видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, он потом сам всё расскажет.
  • Выслушав замечания учителя, не спешите устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы ваш разговор проходил без присутствия ребёнка. Выслушайте обе стороны – это поможет вам яснее понять ситуацию.
  • После школы не торопите ребёнка садиться за уроки – необходимо 2 – 3 часа отдыха (1,5 часа сна).
  • Найдите в течение дня полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку! Не отвлекайтесь на домашние дела, телевизор, разговоры по телефону и т.д. В этот момент вам должны быть важнее его дела и заботы.
  • Выработайте единую тактику общения всех членов семьи с ребёнком. Свои разногласия решайте без ребёнка.
  • Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление – это первые четыре недели, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.
  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие – это показатель трудностей в учёбе.
  • Даже совсем «большие» дети очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Это успокаивает, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

Конкретные рекомендации родителям пятиклассников во время адаптационного периода.

1. Воодушевите ребёнка на рассказ о его школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа «Как прошёл твой день в школе?» Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок сообщает вам, используйте их в дальнейшем в беседах с ребенком о школе.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их. Иначе вы можете случайно поставить ребёнка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважения к своему учителю.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребёнок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки. А на полчаса меньше – за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребёнок.

Знайте программу. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом.

5. Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребёнком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребёнка есть всё необходимое для их выполнения наилучшим образом Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

6. Помогайте ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.

7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребёнка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребёнка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребёнка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

16 ноября – Международный день толерантности. 

Как воспитать толерантного человека?

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важнейшей задачей взрослых является развитие толерантности у подрастающего поколения, то есть умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей и их взгляды, привычки такими, какие они есть.

Толерантность – это терпимость к чужому мнению, верованию, поведению. Чтобы воспитать ребёнка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Поэтому для начала необходимо самим относиться к ребёнку толерантно:

  • уважительно выслушивать его мнение и считаться с ним;
  • уметь прощать обиды и просить прощение у ребёнка. Это самый сложный момент, но в тоже время и самый важный, поскольку у детей обострённое чувство справедливости;
  • уметь договариваться без ссор и разрушительных конфликтов;
  • нельзя унижать достоинства ребёнка – игнорировать его, проявлять неуважение к его увлечениям и т.п.;
  • не стоит заставлять ребёнка с помощью силы делать то, что хочется вам.

От того, какой тип воспитания  преобладает в семье, зависит, каким  вырастет человек.

Главные методы воспитания в семье – это:

  • пример;
  • общие с родителями занятия;
  • беседы;
  • поддержка подростка в разных делах, в решении проблем;
  • привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне нее.

Ребёнка с самого рождения должна окружать родительская любовь. А модель отношения к людям закладывается родителями.  Принятие и дружелюбное отношение к людям или подозрительность и недоверие – формируют толерантного или интолерантного ребёнка.

Главные ошибки родителей:

  1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Последствия такого внутрисемейного поведения – ребёнок проявляет агрессивность в несколько раз чаще. Он не знает другой формы общения. Для него члены семьи – это значимые взрослые, пример для подражания и постепенно агрессия становится  нормой его жизни.
  2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно, и они же навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

Правила воспитания толерантной личности:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
  2. Постарайтесь сделать так, чтобы он вам доверял и тогда у вас будет доступ к снятию его эмоционального напряжения.
  3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
  4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
  5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае в ребёнке будут черты толерантности:

— терпение;
— умение владеть собой;
— доверие;
— чуткость;
— способность к сопереживанию;
— снисходительность;
— расположение к другим;
— чувство юмора;
— терпимость к различиям;
— доброжелательность;
— гуманизм;
— любознательность;
— умение слушать;
— несклонность к осуждению других;
— альтруизм

Пусть в вашей семье всегда царит доброта, уважение, взаимопонимание, не будет ни ссор, ни конфликтов. Для достижения этого – начните с себя:

  1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
  2. Ясно определите, что вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Представьте ребёнку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
  4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребёнком его правильные и ложные пути к цели.
  5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
  6.  Укажите ребёнку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал её.
  7. Оценивайте поступок, а не личность.
  8. Дайте ребёнку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, не смотря на его оплошность (улыбнитесь, прикоснитесь, успокойте и только после этого разъясните).
  9.  Воспитание – это последовательность целей.
  10. Воспитатель должен быть твёрдым в действиях и при этом терпимым и добрым.

Китайская притча «Ладная семья».

Жила – была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что. Мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особенная – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор. Ни ругани. Ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень был силён в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение.  И в конце листа: сто раз любовь. Сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка и сказал:

— И всё?
— Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:
— И мира тоже.

Памятка родителю от ребёнка

  • Не балуйте меня, вы этим меня портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.
  • Не бойтесь быть твердым со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет определить мне свое место.
  • Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большой готовностью на ваши инициативы.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я вас ненавижу!» Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать за себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки — смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращусь в лжеца.
  • Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.
  • Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне так много внимания.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что вскоре я перестану задавать вам вопросы вообще и буду искать информацию где-то на стороне.
  • Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без понимания и одобрения. Похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается, а нагоняй, кажется никогда.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.
  • И, кроме того, я вас так сильно люблю, пожалуйста, ответьте мне любовью.

Рекомендации родителям.

Тема: Трудные подростки.

В современных условиях трудными подростками называют тех детей, чьё поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию.

Что делать родителям, у которых трудные дети?

  • Не злоупотребляйте наказаниями и запретами. Найдите причину или причины такого поведения. Помните, что к вашему ребёнку нужен индивидуальный подход.
  • Усильте познавательный интерес. Вовлекайте сына или дочь в разные виды деятельности, но держите ситуацию под постоянным контролем.
  • Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условия, не требуйте сразу идеального поведения. Комплексно вводите изменения в режим дня, в общество подростков, в досуг.
  • Замечайте даже незначительные изменения в поведении, так как сначала асоциальное поведение проявляется эпизодически, ситуативно.
  • Позже отклонения происходят чаще, положительные качества перестают доминировать, но сохраняются. И, наконец, асоциальное поведение входит в привычку.
  •  Необходимо найти сильные стороны или, лучше сказать, качества подростка и правильно из использовать, развивать, давая посильные задания.
  • В ребёнка необходимо верить – это главное!
  • Громадное значение имеет для трудного подростка испытать счастье, радость от успеха. Это величайший стимул к совершенствованию.
  • Говорите с ребёнком тактично, избегайте резких выражений.

Тема: почему дети лгут.

Рекомендации родителям.

  • Если ребёнок начал врать, задайтесь вопросами: не слишком ли жестоко вы наказываете его, всегда ли        справедливы по отношению к нему? Не заставляете ли вы ребёнка защищаться любыми способами? Если ваш ребёнок использует ложь, как средство защиты и как средство нападения, значит ситуация вышла из-под контроля. Если вы не уверены, что можете самостоятельно исправить положение, обратитесь за помощью к психологу.
  • Старайтесь объяснять детям происходящее вокруг, поясните им мотивы поступков окружающих и своих собственных. Если вам не удалось выполнить то, что вы обещали ребёнку, обязательно извинитесь перед ним и объясните причины этого непонимания.
  • Обманув доверие ребёнка, мы не только лишаемся его откровенности, но и рискуем спровоцировать его на лживое поведение. Он может отплатить нам той же монетой.
  • Покажите пример ироничного отношения к некоторым неудачам и происшествиям. Это научит ребёнка находить выход из затруднительной ситуации без помощи лжи, но с помощью юмора.
  • Не злоупотребляйте детским доверием, контролируя каждый шаг ребёнка. Взрослые имеют право скрывать что либо от детей, но и дети, независимо от возраста, нуждаются в собственных тайнах. Чем с большей назойливостью мы проявляем интерес к личной жизни наших детей, тем больше они вынуждены утаивать и лгать.
  • Если дети будут уверенны в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Будьте внимательны к своим детям, вникайте в их проблемы, интересуйтесь их жизнью, чтобы они не чувствовали себя заброшенными. Иногда достаточно просто выслушать ребёнка, и он поймёт, что не одинок, что всегда может рассчитывать на ваше внимание и помощь.
  • Кроме того, ребёнок должен быть готов к тому, что встретится с неискренностью вне семьи. Обмануть ребёнка могут не только сверстники, но и взрослые, а это ему труднее понять, так как он привык доверять взрослым.
  • Подобный опыт первый раз воспринимается очень болезненно. Необходимо подготовить ребёнка к тому, что среди людей, к сожалению, часто встречаются и безответственные и неискренние. Обсудите с ними причины людской неискренности, научите остерегаться таких людей. В будущем эти уроки помогут ему не стать жертвой мошенников.

Что такое гиперактивность?

Как помочь первокласснику адаптироваться к школе?

Рекомендации родителям обучающихся в 1 — 4 классах.

Рекомендации родителям учащихся средних классов.

Что такое тревожность?

Агрессия. Формы агрессии.

Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?

Рекомендации родителям пятиклассника

Рекомендации родителям десятиклассника.

Рекомендации психолога по общению с подростками.

Шестиклассники.

Шпаргалка для родителей.

Психологические особенности и задачи развития в подростковом возрасте.

Подростковый возраст традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую) – младший подростковый возраст (11 – 13 лет), и позитивную – старший подростковый возраст (13 – 15 лет).

По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остаётся прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличие во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые знания и смысл.

Сравнивая себя со взрослыми, подростки приходят к заключению, что между ними и взрослыми никакой разницы нет. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Конечно, подростку ещё далеко до истинной взрослости – и физически и психологически и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные с взрослым права. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике и манерах.

 Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и чувство взрослости – отношение подростка к себе, как к взрослому, представление, ощущение себя в какой то мере взрослым человеком. Это объективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

 Стремление к взрослости и самостоятельности подростка часто сталкивается с негативностью. Нежеланием или даже с неспособностью взрослых (прежде всего – родителей) понять и принять это. Особенно характерен в этом отношении младший подростковый возраст.

 Для этого возраста часто характерным является определённое отчуждение от взрослых и усиление авторитета группы сверстников. Такое поведение имеет глубокий психологический смысл. Чтобы лучше понять себя, необходимо сравнивать себя с себе подобными. Активные процессы самопознания вызывают огромный интерес подростков к своим сверстникам, авторитет которых на определённый период времени становится очень сильным. В отношениях со сверстниками младшие подростки отрабатывают способы взаимоотношений, проходят особую школу социальных отношений. В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

Стиль взаимоотношений подростков с родителями, существующий в семье, оказывает большое влияние на развитие личности и на формирование стиля общений подростка с другими людьми, в частности сверстникам.

Авторитарный тип семейного воспитания  приводит к тому, что подросток (где, как ему кажется, он) нанизывает жесткое обращение со сверстниками, явно демонстрирует свою свободу, нарушая нормы поведения в общественных местах. С посторонними людьми такой подросток или беспомощно застенчив, или расхлябан, дурашлив и неуважителен.

Подросток из семьи с попустительским стилем воспитания в своём поведении со сверстниками зависим от других, от внешних влияний. Если ребёнок попадёт в асоциальную группу, возможны формы социально неприемлемого поведения (употребление алкоголя, табака, спайсов и т.д.).

Демократический тип воспитания наилучшим образом влияет на формирование отношений со сверстниками. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Эмоциональная сфера подростков характеризуется повышенной чувствительностью. У младших подростков повышается тревожность в сфере общения со сверстниками.

Типичными чертами подростка также является раздражительность и возбудимость.

В этом возрасте совершенствуется самооценка.

Из — за непонимания с родителями  у детей возникают конфликты в общении.

Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников. Стремление обзавестись верным другом. Отвращение к необоснованным запретам.

Подросток становится восприимчив к промахам учителя.

У него ярко выражена эмоциональность.

Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других. Насколько он похож на них.

Это период активного формирования мировоззрения человека – системы взглядов на действительность, самого себя и других людей.

Шестиклассники (дети 11 – 12 лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы, гороскопы…

Очевидно, что эта любознательность отражает увеличивающийся интерес школьника к окружающему миру. Подросток ощущает свои возросшие возможности, что имеет существенное значение для «подпитки» чувства взрослости. В это время школьные интересы уступают своё место внеурочным. Лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы. Вместе с тем эти интересы ещё достаточно неустойчивы, легко меняются.

Любознательность в этом возрасте носит ещё довольно инфантильный характер. Это пока ещё не сформированные интересы, а создание некоторой основы, которая может позволит ребёнку в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов и обеспечить полноценный профессиональный выбор.

В поисках эмоционального насыщения  «сверхценными» могут стать  ситуативные, и достаточно устойчивые желания, то есть любые мотивы и потребности подростка. Именно в это время у подростков возникает интерес к различным ансамблям, группам, исполнителям. Во многом интерес определяется существующей в школе, в компании сверстников модой на те или иные музыкальные направления. Кроме того страсть к определённым музыкальным стилям связана с особенностями эмоциональной жизни подростков. Они испытывают потребность в эмоциональном насыщении, в соответствующем эмоциональном резонансе, а слова песен являются как бы ответом на многие мучающие подростка вопросы.

Формализм в учёбе. Возрастание интереса к миру за пределами школы и значимости общения со сверстниками ведёт к проблеме, связанной с так называемым «отходом подростка от школы».

 Школа, учение закономерно отходят на второй план. Это важный и необходимый этап развития. Подобное снижение значимости учения у ребёнка требует от взрослых особого к нему внимания.

Знания, которые учащийся должен теперь усвоить, существенно отличаются от тех, которые он получал в начальной школе. Там знания соответствовали повседневному опыту ребёнка, в средних классах школы связь школьных знаний с окружающей  действительностью, как правило, опосредованно. Для того, чтобы научиться видеть эту связь, требуются специальные усилия. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально.

Формализм в усвоении знаний существенная причина трудностей в учении  в средних классах школы.

Известный отечественный психолого Л.И.Божович (1968) выделяет два вида такого формализма. Первый – школьники, как правило,  не пытаются проникнуть в суть того, что они изучают, а механически, не задумываясь, без осмысления «зазубривают» написанное в учебнике или сказанное учителем. Такой вид формализма наблюдается у подростков, стремящихся хорошо учиться, прилежных, но характеризующихся несформированностью необходимых мыслительных операций и отсутствием познавательных интересов.

Второй – наблюдается у школьников, которые довольно легко оперируют абстрактными понятиями, владеют необходимыми способами теоретического мышления, но испытывают трудности, говоря словами известного отечественного психолого В.В.Давыдова. «в восхождении от абстрактного к конкретному».

Формализм в усвоении школьных знаний отрицательно влияет не только на развитие познавательной сферы учащихся, но и на формирование их личности. Кроме того формализм первого вида не редко ведёт к учебной перегрузке ребёнка и его повышенной утомляемости.